Пятница, 4, октября 2024

Сложные схемы логистики при обращении с ТКО — необходимость

27.09.2019

Подобная логистическая схема не изобретена в России, она активно используется во всем мире. И на это есть причины.

Принципиально важно, что не существует полностью пререрабатываемых отходов, всегда остается какой-то остаток. Плюс до сих пор остается масса в принципе неперерабатываемых отходов, которые нуждаются в утилизации. А утилизация — как бы красиво это ни звучало — это всего лишь захоронение. С применением технологий, с обработкой, прессовкой, но — в любом случае — захоронение. И большие города по всему миру никогда не производят это у себя на территории. Всегда есть места, где их мусор можно разместить гораздо дешевле. И из Европы, и из Америки сложно перерабатываемый мусор (например, бытовая электроника) идет в Африку.

В США и Канаде есть и собственные труднодоступные регионы, которые заключают долгосрочные контракты на принятие мусора из больших городов. Некоторые штаты даже умудряются полностью покрывать свои социальные выплаты их этих денег, другие пытаются развернуть технические производства на базе таких полигонов, кто-то просто радуется нескольким сотням дополнительных рабочих мест. Нью-Йорк, например, полностью вывозит свой мусор по железной дороге на север. И только на удаленных полигонах проходит сортировка и запускается дальнейшие циклы работы с отходами. Иногда это переработка, а иногда — банальное захоронение, даже без брикетирования и сжатия.

Германия перерабатывает примерно 66% своего мусора, но нет данных о том, где это происходит и какова судьба оставшихся 34%. Лидер борьбы за экологию Швеция перерабатывает всего 48,9%, а остальное захоранивает на своих высокотехнологичных полигонах или отправляет в страны третьего мира. Франция перерабатывает 41,7%, а Испания и вовсе 29,7%, не говоря уже о Греции (17%) и Румынии (13,3%).

Несмотря на красивые речи, стоит признать: большинство отходов мегаполисов вывозится как можно дальше. Изменить эту ситуацию нельзя, мусор не будет инвестиционно привлекателен настолько, чтобы оправдать аренду на «золотой» земле мегаполиса.

Сложные логистические схемы при обращении с ТКО — необходимость, возникшая не только в России, но и в западных странах. На данный момент нигде в мире (даже в Швейцарии, которую часто приводят в пример как страну, которая решила «мусорную» проблему) не налажена система идеальной первичной сортировки. В малых швейцарских муниципалитетах, где введена сортировка по девяти корзинам, с улиц убраны урны, а если вы вдруг бросили на тротуар бумажку, то вас отследят с помощью камер и выпишут штраф. Там даже есть промышленная сортировка, и большая часть отходов не перерабатывается в регионе. И если на секунду забыть о переработке и подумать, почему даже в стране, которая стремится к идеальной первичной сортировке уже многие годы, это остается невозможным, то ответ тут очень прост: потому что люди не в состоянии отличить один вид пластика от другого, не всегда могут полностью снять этикетки и, как правило, просто не способны отделить разлагаемые пищевые отходы от неразлагаемых.

Поэтому все отходы проходят еще и промышленную сортировку. И даже она проводится не на территории муниципалитетов, а в больших сортировочных комплексах при энергетических или промышленных предприятиях, работающих с отходами. Да, они находятся не в дальних труднодоступных регионах, потому что в Швейцарии таких просто нет. Давайте не будем забывать, что только на территории Тюменской области Швейцария может поместиться семь раз — откуда там взяться труднодоступным регионам?

То, что швейцарцы хотят вывезти подальше от своих городов, они до 2018 года экспортировали в Китай, а теперь в Африку, а скоро будут привозить на перерабатывающие предприятия и полигоны в Болгарии.

Если вернуться к проблемам первичной сортировки, без которой переработка в принципе невозможна, то во всем мире наиболее разумной считается «французская система». Это система двух корзин плюс дополнительные баки — для стекла, пластика или бумаги, и сдача выделенных групп отходов отдельно за дополнительную плату. Условно говоря, мебель вы должны сами привезти в пункт приёма и сдать, уплатив при этом пошлину. И старые санки вы не оставите рядом с контейнером на улице в надежде, что их кто-нибудь возьмет и будет на них кататься. Придется вызывать специальную коммерческую службу, чтобы она доставила их в пункт утилизации спортивного инвентаря. А за сломанный холодильник, просто вытащенный к помойке, или за выкинутые там же старые шины в некоторых странах можно нарваться на штраф в средний месячный оклад, а в каких-то даже получить уголовную статью.

Сортировка во всем мире работает только на таких принципах, и никто этого не скрывает. Потому что только при таком начале возможна не разорительная для муниципалитетов промышленная сортировка, частичная переработка, прессовка и вывоз для сжигания или захоронения.

По информации aif.ru